05.06.2022

Лекция на выставке «Наш марш»

3 июня 2022 г. в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств на выставке студентов СКХУ «Наш марш» прошла увлекательная лекция бывшего сотрудника музея, первого заведующего отделом рекламы с 1996 по 1998 годы, а ныне директора «Типографии цифровых решений Б» Владимира Бочкова на тему «Книжное искусство Телингатера».

Прологом к лекции стала церемония вручения премии «Типографии цифровых решений Б» которая была анонсирована Владимиром Бочковым во время открытия выставки «Наш марш», где представлены дипломные проекты студентов отделений графического и средового дизайна ГБПОУ СК «Ставропольское краевое художественное училище». По признанию В. Бочкова, представленные на выставке работы выполнены на высоком профессиональном уровне и у жюри премии в «Типографии цифровых решений Б» возникли трудности с определением победителя… В итоге было принято «соломоново решение» — дипломантами в номинации «За лучшую работу» по версии «Типографии цифровых решений Б» стали три дизайнера: Влада Никулина — за серию плакатов на тему защиты окружающей среды; Алёна Шипилова — за промо-постеры к настольной игре «Шанс»; Диана Миронова — за календарь «Город, которого нет». Наградой молодым дизайнерам стали памятные дипломы и денежные сертификаты.

Лекция была посвящена художнику книги, участнику Великой Отечественной войны, мастеру фотомонтажа и шрифтового искусства, создателю ряда наборных акцидентных и заголовочных шрифтов — Соломону Бенедиктовичу Телингатеру.

Соломон Телингатер родился в Тбилиси 12 мая 1903 года в семье театрального художника и графического дизайнера Бенедикта (Бено) Рафаиловича Телингатера (1876-1964). Соломон Телингатер учился изобразительному искусству в художественных мастерских Наркомпроса в Баку (1919-1920), затем в московском Вхутемасе (1920-1921), где его преподавателем был В.А. Фаворский. Будучи ярким представителем конструктивизма — авангардного, пролетарского искусства, Телингатер оформил обложку и проиллюстрировал издание поэмы А.А. Блока «Двенадцать» (1923 г.).

Конструктивизму был свойственен производственный подход. Как отметил Владимир Бочков, «В книге есть базовые, основные элементы, которые являются её конструктивными особенностями». Конструктивистский подход отразился в самой знаменитой работе Телингатера — обложке поэмы поэта А. Безыменского «Комсомолия» (1928 г.), в которой проявилась идея единого полиграфического полноценного ансамбля, работающего на создание единого образа.

В 30-е годы ХХ века С. Телингатер, оставаясь верен собственному стилю, работал над оформлением различных изданий, прославляющих политических деятелей и успехи Советского государства.

Во время Великой Отечественной войны в июне 1941 г. Соломон Телингатер доброволцем вступил в народное ополчение. С октября 1941 г. назначен в 49-ю армию Западного фронта художником армейской газеты «За Родину», в этой должности прошёл всю войну.

После окончания войны Телингатер продолжает заниматься шрифтами и оформлением книг. В 1950 году выходит экспрессивная обложка книги писателя И. Эренбурга «Буря», оформленная Телингатером.

В августе 1963 года художник получил премию Гутенберга за достижения в искусстве оформления книг и создание шрифтов. Соломон Телингатер стал первым советским художником, получившим премию имени немецкого просветителя и гуманиста Иоганна Гутенберга, напечатавшего первую в Европе книгу.

Одна из последних работ Телингатера была выполнена им в 1967 году. Это оформление обложки «Сборника трудов В.И. Ленина» по принципу «модульной сетки».

Архив типографа, представленный на лекции, свидетельствует о его разносторонней творческой жизни: сохранились эскизы хрестоматийных сборников, ныне макеты, титульные листы и обложки книг, плакаты, рекламные объявления, пробные оттиски с комментариями типографа, шрифтовые композиции, каллиграфические листы и шрифты.

В заключении лекции студенты могли пообщаться с Владимиром Бочковым, взглянуть на репринтные и подлинные издания, над оформлением которых работал Соломон Бенедиктович Телингатер.

Благодарим Владимира Бочкова за интересную лекцию! Благодарим сотрудника музея Александра Колбасникова за предоставленные подлинные издания из личной коллекции.

Решаем вместе
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений