26.03.2022

Выставка «Женщина во времени»

В марте 2022 года в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств открылась небольшая выставка «Женщина во времени». На выставке зрителям представлены 26 произведения живописи, графики и скульптуры художников XX века. Авторами произведений являются как ставропольские, так и российские художники. Большая часть произведений представляют школу соцреализма.

Женский портрет — это один из самых любимых жанров в творчестве всех художников-портретистов. Каждая эпоха дает нам свой символ красоты и обаяния. В женских портретах современности мы видим очарование юности и студенчества, любящих матерей и бабушек, хранительниц домашнего очага или же наоборот целеустремленных, увлеченных тружениц, созидательниц, и в тоже время лиричных и прекрасных, они способны не только коня на скаку остановить. Женские качества ценимы во все времена, с одной стороны — нежность и трогательность, доброта и заботливость, с другой стороны — женщина сильная духом, женщина защитница Отечества, женщина-труженица.

Одна из ведущих тем в советском искусстве — тема войны, как нравственного и физического испытания, из которого советский человек вышел победителем. В творчестве самых разных художников особое развитие в ней получает портрет, где мастера передают не только индивидуальность героя, но общие, характерные для советских людей черты, связанные с темой патриотизма, готовности к подвигу. Искусство настолько правдиво и искренно, что подкупает зрителя, вселяет в него веру в светлое будущее (авторы работ Толстиков М.П., Попова А.А., Чуйков Д.В.). Во время ВОВ и в послевоенный период женщины вынуждены были взять на себя долю мужских обязанностей. Они пошли в производство и сельское хозяйство, вставали у станков на заводах, спускались в шахты. Многим досталась фронтовая доля: санинструкторов, радистов, летчиц, снайперов, а некоторые уходили в партизаны. На фронте еще совсем юные девочки воевали наравне с взрослыми мужчинами, приближая день за днем долгожданную победу (в работах Невельштейн С., Тулина Ю.Н., Турбасова В.К.).

1960-1980 годы стали новым этапом для страны и для искусства. Появилось новое направление — «суровый стиль», характерный лаконичностью и обобщением художественного образа. Художниками воспевалось героическое начало суровых трудовых будней, которое создавалось особым эмоциональным строем картины. Помимо большой тематической картины, тяготеющей к монументальным темам, излюбленными жанрами стиля стали портрет и его разновидность — групповой портрет, жанровая тема (работы Соколенко А. Е., Горбань П.С.).

В СССР образ женщины в массовом сознании культивировался не по физическим данным, а по ее заслугам и достижениям в обществе, это была женщина-стахановка (Леонтович В. «Портрет Кондратенко Н.С. (технолог, делегат XXVII съезда КПСС)», передовая колхозница, (Самсонов Е. И., «Доярка Дуся»), активная комсомолка, женщина-победительница. Иногда, не упоминая имени, название указывало на принадлежность человека к предприятию или отрасли -Илюхин В. Д. «Работница Старо-Шайговского совхоза», Кирчанов А. Н. «Запсибовка», Казанчан К.Г. «Птичница», скульптор Бичуков А.А. «Портрет работницы завода «Электросталь».

Портреты, созданные с конкретных моделей, зачастую в названиях содержали обозначение профессии. Могло быть и определение занятий, что особенно, характерно для «спортивных» портретов (Петрова Л.Г. «Лучница», Ройтера Л. Г.-Л. «Фехтовальщица»).

В искусстве 1960-х — 1970-х годов прослеживается лирическая и романтическая линия (художники Нагуров Д. В., Филипенко О. В., Биценко Е. Ф.). В работах — лирическое наполнение, есть попытка заглянуть во внутренний чувственный мир женщины. Наиболее емким по духовному содержанию являются образы женщины-матери, (Пахомов А.Ф., Соколенко А.Е., Алмосова Н.И.). Портрет в скульптуре на выставке представлен из разного материала: гипс, дерево, алюминий.

Выставка будет работать до 30 июня.

Решаем вместе
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений