К 105-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЖИВОПИСЦА БОРИСА НИКОЛАЕВИЧА БЕССОНОВА


15 августа исполняется 105 лет со дня рождения пятигорского художника-живописца
Бориса Николаевича Бессонова (15 августа 1916, Саратов – 08 августа 1966, Пятигорск)

Один из старейших художников Ставрополья родился в г. Саратове. В рассказе о художнике
нельзя обойти молчанием его военную биографию, потому что она оказала прямое влияние
на всю его дальнейшую жизнь. Борис Николаевич ушел на фронт 21 декабря 1941 г.
Перед самой войной, в 1940-1941 гг., он учился в Московском государственном институте
имени В. И. Сурикова. Но получить профессиональное образование помешала война.

Борис Бессонов служил киномехаником клуба 91 стрелковой дивизии, принимавшей
участие в обороне города Сталинграда, кинорадиомехаником 688 отдельного батальона связи
64 стрелкового корпуса 48 Армии. В 1943 г. был награждён медалью «За оборону Сталинграда».
В 1945-м – медалью «За боевые заслуги» и орденом «Красной Звезды».

Из наградного листа бойца: «Киномеханик Бессонов – неутомимый работник клуба.
Его забота – это всеми силами, путём наглядной агитации обеспечить на основе
приказа тов. Сталина №5 повышение боевой активности, бдительности у личного
состава. Им сделано большое количество лозунгов, витрин, выставок приказа
тов. Сталина, альбомы материалов, показывающие героическую борьбу
Красной Армии с немецкими захватчиками, он написал большой портрет
тов. Сталина. Бессонов одновременно является и затейником культурного
отдыха офицерского состава в период передышек между боями.
Тов. Бессонов достоин правительственной награды».

И в годы войны художник творил, рисуя портреты Героев Советского Союза, а в мае 1945 г.
создал для Дома офицеров два живописных панно «Флаг победы над Германией» и «Салют
в Москве». Творчество Бессонова привлекло к себе внимание широкой общественности
в послевоенные годы картиной «Партизаны в горах Кавказа» (1947), повествующей
об обороне Северного Кавказа от фашистских захватчиков в 1942 г.

После окончания войны Бессонов живет в г. Пятигорске. Он не вернулся в институт
имени Сурикова, получил студийное образование. В 1947 г. вступает в Союз художников,
где ведёт очень активную работу, в 1947–1956 гг. работает председателем правления
Ставропольского краевого отделения Союза художников РСФСР. Борис Николаевич Бессонов,
человек разносторонних дарований, увлекавшийся музыкой, поэзией, киноискусством,
был одним из ведущих художников Ставрополья 50–60-х годов ХХ века.
Работал в различных жанрах тематической картины, писал пейзажи, портреты, натюрморты.

До войны Бессонов уже участвовал в выставках с такими работами как «Первый дебют»
(выставка ВОКС в Софии в 1939 г.). В 1940-50-х гг. художник обратился к лермонтовской
тематике. Им написаны три картины: «Лермонтов на привале в Чечне» (1941), «Лермонтов
и Белинский», «Дуэль Лермонтова». В 1941 г. он принял участие в групповой выставке
пятигорских художников, посвящённой столетию со дня гибели М. Ю. Лермонтова.
Представленная в 1946 г. на первой послевоенной выставке в Ставрополе картина
«Дуэль Лермонтова», написанная с большим настроением, внутренней взволнованностью,
стала несомненной удачей молодого живописца. Художник изобразил дуэль поэта
у подножья Перкальской скалы. Судя по старым каталогам выставок, Бессонов
был их постоянным участником: 5-я, 6-я, 7-я, 8-я, 9-я, 10-я, 11-я, 12-я Краевые
выставки произведений художников Ставропольского края украшали его работы…

Борис Николаевич прожил насыщенную, но недолгую жизнь – всего 50 лет.
В 1966 году он трагически погиб в автомобильной аварии. Из воспоминаний
Татьяны Алексеевны Снежинской, жены близкого друга художника:
«В 1966 году Бессонову исполнялось 50 лет и его пригласили в Ставрополь
отметить его день рождения. На обратном пути в Пятигорск произошла авария
и Бессонов погиб на месте».


В фондах Ставропольского краевого музея изобразительных искусств – 7 живописных
работ автора. Четыре из них поступили еще при его жизни, в 1962 г., из Краеведческого
музея, передавшего во вновь образованный художественный музей часть своей коллекции.
Три переданы в 1972-1977 гг. краевым управлением культуры.
Когда смотришь на монументальную работу «Перед киносеансом», рассказывающую
о сельских тружениках, летним вечером прямо в поле собравшихся на просмотр фильма,
сразу вспоминаешь, что Бессонов был на фронте киномехаником. Светлая и трогательная
жанровая композиция «Семья», на которой изображены счастливые люди в солнечный
летний день, близка и дорога сердцу каждого зрителя любой эпохи. Пять пейзажных работ
показывают то потоки горной реки, то предгорные районы Ставрополья, то пасмурный
осенний день. Борис Николаевич был и остается лирическим, жизнеутверждающим
художником, любимым и понятным зрителю во все времена.


| Авторизация | Карта сайта